logo
Russian Woman Journal
Путешествия по Африке. Египет
10 Октября 2013, Четверг
Анна Кшишевска
(Россия, Москва)

Красное море и красные пески Египта

Предыдущий рассказ Анны Кшишевской о путешествиях:

Заметки и впечатления о Египте древнем и современном.
Оглавление:
1. Море, фрукты, Африка!
2. Чай из цветов мальвы
3. Секрет производства папирусов
4. Символы Древнего Египта
5. Загадка Тутанхамона
6. Луксор, древний храм
7. Пустыня, Каир, пирамиды
8. Парфюмерные масла
9. Яхта, коралловые острова

1. Море, фрукты, Африка!

Всего три часа полета и оказываешься в ином мире. После прохладно- влажной московской весны вдруг ощутить дыхание лета, солнца, пустыни – кажется невероятным, настолько близко далекие земли, увидеть которые раньше даже и не мечталось.

Древняя земля Египта встречает жарким, сухим воздухом, в котором чуть колышется марево от восходящих потоков тепла. Очень необычно видеть, еще в аэропорту, только спустившись с самолета, красные горы и песок вокруг, да так далеко, сколь хватит глаз. На выходе из аэропорта– маленький оазис с живописными пальмами, но понимаешь сразу, что это лишь островок в пустыне.
Солнце совершенно летнее, яркое, и моментально забываешь, что всего пару часов назад в Москве апрельский пронизывающий ветер даже сыпал легкими снежинками, как напоминание о только что ушедшей зиме.

Чуть больше часа на автобусе от аэропорта, и вот уже отель на берегу моря. Отель – это отдельный мир, закрытый от внешнего, кажется, что он спрятан даже от жаркого солнца и горячего воздуха пустыни. Это мир, замкнутый в роскоши зелени.
Дорожка уютной тенистой аллеи проходит через сад с фонтаном, под пальмами, среди цветущих олеандров и агав. В этом «ботаническом саду» журчит маленькими водопадами бассейн. А впереди неподалеку виден уже залив с полянами цветущей малиновой и розовой мальвы вокруг.

 

За заливом открывается, наконец, бухта моря. Красное море – даже не верится!
Море тихое- тихое, безмолвное - прозрачная гладь воды почти недвижима. Белые яхты застыли у причала. Непривычная тишина моря без волн делает пейзаж почти нереальным, как будто ты внезапно очутился во сне или в ожившей картине.

Вечерами здесь замечательно красиво – изогнутый дугой месяц в иссиня- черном небе отбрасывает светлую и трепетную дорожку на тихое море. Пальмы, как безмолвные стражи, замерли вокруг. Легкий сладковато-нежный аромат цветущего душистого табака разливается в теплом воздухе. Ничто не шелохнется, даже случайная птица не нарушит спокойного безмолвия. Это сказка арабской ночи с ее чарующим волшебством тишины.

Но все-таки еще конец апреля, не настоящее лето, и это осознаешь, когда видишь, как солнце стремительно скатывается с неба уже в шесть часов вечера, и начинает задувать достаточно прохладный ветер из-за красных песчаных гор.
После шести вечера на пляже уже делать нечего, из-за сильного ветра нет особого смысла даже просто находиться у моря, как это бывает приятно вечерами в Крыму.

Днем здесь все напоминает именно Крым – и сухой воздух, и теплое прозрачное море. Только цвет Черного моря имеет все оттенки холодных цветов, всю гамму разнообразия – от нежно- прозрачного голубого у берега до ярко- бирюзового в глубине, порой до изумрудных оттенков, или до синевы горизонта. Все время изменчивое, почти как настроение - от голубиных переливов радости к мудрой синеве и до фиолетового спокойствия, до черноты печали.
А Красное море, хотя может мне просто повезло увидеть его таким– всегда спокойно- однородное, всегда прозрачное, лазурное. И дно видно очень глубоко, обманчиво, зато можно часами плавать в теплом, убаюкивающем спокойствии и рассматривать стайки проскальзывающих совсем рядом мелких рыбок, замысловатые кораллы на дне, увидеть порой черные стрелы морского ежа или безумно красивые раковины там, где глубоко- глубоко.
Песчаный пирс, на котором так потом приятно растянуться и долго наблюдать за изящным ибисом, спокойно расхаживающим у самой кромки воды.

Здесь даже не надо переключать память на иностранную речь - отдыхает исключительно русская публика. Хургада – русский курорт. С ростом благосостояния москвичей и питерцев в последние годы, возросло и благоустройство египетских морских курортов. Русских здесь, в целом, любят, принимают исключительно вежливо и очень приветливо.
В отеле весь персонал говорит или старается говорить по-русски, с большей легкостью, чем по-английски. Это немного странно, но приятно увидеть подчеркнутое уважение к русским, и даже повышенное внимание и интерес, как будто вернуться к почти утраченной гордости времен Советского Союза.
В столовой персонал безукоризненно приветлив – всегда улыбка, неоднократно слышна пара фраз «Добрый день, как дела?». Это приятно, и единственно жаль, что, к сожалению, часто приходится наблюдать в ответ напыщенное самодовольство и ложное превосходство наших соотечественников. Странно, что очень редко кто из них понимает, как ответная улыбка творит чудеса, и непременно будет вознаграждена.

Надо признать, что ожидала увидеть больше фруктов, все- таки Африка – перед поездкой мечталось наесться фиников и бананов. Но, видимо, просто не сезон, хотя в небольшом количестве каждый день к ужину обязательно что-то из фруктов было – ломтик арбуза или дыни, свежие финики или гуава.
Гуава меня просто потрясла – т.е. совершенно не понравилась! До этого я пробовала только сок из гуавы, мне он казался чудесным и экзотическим – насыщенно сладкий, тягучий, ароматный, с алой мякотью. Восхитительно! А здесь я увидела мелкие, желто-зеленые плоды, больше всего похожие на недозрелые груши. Я так и подумала сначала, что это груши, с удивлением обнаружив, что они все какие-то подпорченные изнутри.
Финики, как оказалось, я все-таки предпочитаю традиционно вяленые. Они намного богаче вкусом, и мягче, слаще, чем те свежие, что довелось здесь попробовать. По вкусу, или скорее его отсутствию, они мне напоминали пергамент, со своими длинными волокнами, как из сухой бумаги. Зато теперь знаю лучше собственные вкусы!

Выходить вечером в город я поначалу несколько опасалась, наслушавшись рассказов, да и, действительно, уж очень назойливо местные торговцы зазывают в свои лавки посмотреть, купить товар, при этом чуть ли не хватают за руки, или затевают бесконечные разговоры, уговоры, расхваливая то товар, то покупателя.
Чуть позже я поняла, что простой фразы «мне не интересно» бывает достаточно, самое смешное, что не только для того, чтобы отделаться от повышенного внимания, но и, наоборот, чтобы получить максимальную скидку на то, что приглянулось!

Выходить в город приходилось не только из любопытства – надо было покупать питьевую воду! Пустыня напоминает о себе. Живя в оазисе из зелени, забываешь, как трудно достается в пустыне вода. Это – настоящая роскошь, которую мы забываем ценить.
Вода, напитки, даже чай или кофе не входили ни в обед, ни в ужин. Всю воду надо было заказывать или покупать отдельно, т.к. та вода, что течет в кранах в любом отеле, совершенно непригодна для питья. Впрочем, московская вода тоже отнюдь не блещет исключительным качеством.
Чай баснословно дорогой по египетским меркам. Но вот парадокс- в какую бы лавочку вы не зашли, даже не демонстрируя особый интерес к товару, просто из любопытства или полюбоваться заморскими диковинами – расписными тканями или кожаными портмоне с золотыми росписями, драгоценными камнями невиданной красы или изящными статуэтками из фарфора и стекла, и конечно всевозможными сувенирами от изображений египетских богов и фараонов до поддельных папирусов – куда бы вы не заглянули, привлеченные необычностью вещицы или изысканным ароматом восточных духов и масел, вам везде сразу предложат чай. Горячий или холодный, черный египетский, очень мелкий, но моментально заваривающийся или традиционный каркаде – гордость Египта.
Не спешите отказываться – этим вы только обидите хозяина магазинчика, ведь это традиция, сложившая в течение многих веков, уходящая в невероятную глубину времен – угостить путника в пустыне, предложив ему утолить жажду.
Да и узнать можно много неожиданного. Например, о национальном египетском чае каркаде, о древнем производстве папирусов и, в целом, о загадочных египетских символах.

 

 

2. Чай из цветов мальвы

Чай из цветов каркадэ (красный чай) употребляется в Египте с незапамятных времен. Заваривают или горячий красный чай или, в качестве прохладительного напитка в жару, пьют холодный каркадэ с сахаром.
Кустарники или деревья каркадэ, из цветков которых и делают напиток, имеют еще названия гибискус и суданская роза. Растут эти деревья и кустарники семейства мальвовых во многих южных странах - в Судане, на Цейлоне, Яве, в Мексике, Таиланде и Китае, но особенно в больших количествах в Египте, где насчитывают около 150 видов гибискуса. Для чая используют только цветки -темно-красные мясистые листочки и чашечки.

 

 

Можно предположить, что напиток из суданской розы был популярен и любим у древних египтян, поскольку лепестки гибискуса были обнаружены в гробницах знатных египтян вместе с другими атрибутами захоронения – фигурками слуг, благовониями и одеждой.
Древние египтяне использовали чай из мальвы для восстановления жизненной энергии и утоления жажды. Постепенно напиток каркадэ стали употреблять и в других арабских и африканских государствах. В Египте каркадэ считается лекарством от многих болезней. По исследованиям врачей, напиток благодаря содержащимся в нем витаминам и органическим кислотам, действительно, обладает оздоравливающим воздействием.
Как утверждает официальная медицина, напиток каркадэ превосходно утоляет жажду, нормализует давление, снимает нервное напряжение, очищает почки и печень, обладает антисептическим действием. Повышает физическую выносливость, усиливает иммунитет. Холодный каркадэ снижает давление, а горячий, наоборот, повышает.
Благодаря содержащейся в лепестках лимонной кислоте, чай действует освежающе в жару. Каркадэ укрепляет стенки кровеносных сосудов, регулирует кровяное давление.

Каркадэ – напиток универсальный: пить его можно как горячим, так и холодным, иногда даже с добавлением льда. Но в любом случае очень важно правильно заваривать суданскую розу, не подвергая лепестки слишком длительной термической обработке. При правильном приготовлении напитка каркадэ, он приобретает светло-рубиновый цвет.
Обычно большинство людей заваривают каркадэ, как чай, а в Египте делают иначе. Чтобы сварить каркадэ, заметьте, не заварить, а именно сварить, высушенные красные цветки кладут в холодную воду и доводят до кипения. И так варят 3-5 минут, т.к. только вываривание позволяет извлечь из лепестков всю вкусовую гамму. Потом добавляют сахар по вкусу, так как напиток получается очень кислый. Заваривать лепестки каркадэ можно только один раз, поскольку они полностью отдают свой сок.
Более того, размякшие в воде лепестки гибискуса также не теряют своего оригинального кисло-сладкого вкуса, и поэтому их можно употреблять в пищу как прекрасную витаминную добавку, которая благодаря высокому содержанию витамина С защищает организм от вирусных инфекций.
В лепестках суданской розы содержится также большой набор микроэлементов, витаминов, которые благотворно влияют на пищеварение. В некоторых южных странах, где произрастает гибискус, его свежие листья добавляют в салаты, тушат с мясом или рыбой, а семена поджаривают и кладут в супы. Из суданской розы даже делают великолепное варенье.

3. Секрет производства папирусов.

Появление письменности Древнего Египта связано с папирусом. Это был легкий и прочный материал, хорошо державший краски, кроме того, гораздо более удобный, чем тяжелые глиняные таблички, которые использовались в Месопотамии. Выделывали папирусы из особого тростника, который рос в древности в долине Нила. Во времена Древнего Египта болотистые берега Нила все были в непроходимых густых зарослях тростника, достигавшего порой до 5 метров высоты.
Этому удивительному растению нужна очень влажная земля, поскольку своими корнями, оно, как якорем, укрепляется в почве, а часть корней остаются плавать по воде, создавая целый лес колеблющихся белых толстых канатов. Недаром название "папирус" в переводе с египетского языка означает "дар реки".

Стебель у него трехгранный, благодаря чему ствол напоминает в основании пирамиду. Возможно, это было одной из причин, отчего папирус считался священным растением в Древнем Египте. На самой верхушке стебля раскрываются зонтиком длинные и очень узкие, как острые ножи, листья.

Папирус играл огромную роль в жизни жителей Древнего Египта. Из него строили легкие плоты и небольшие челны, вили веревки и канаты, из высушенных стеблей изготавливали лодки. Корни использовались в качестве топлива, волокнистая масса шла на плетение корзин, веревок, шнуров, ремней, матрасов, снастей. Из тростника плели циновки, корзины, и изготавливали материал для дорогих сандалий, которые имели право носить только представители жреческого сословия. Букетами, составленными из цветов папируса, украшали святилища богов. Папирус даже использовали в пищу - его корни, напоминающие по вкусу миндаль, ели как сырые, так и поджаренные.
В качестве сырья в производстве бумаги использовали только серединную часть папируса.
Греческое слово "papyros" (а затем и латинское название "papyrus") обозначало и само растение, и изготавливаемую из него прочную, качественную "бумагу" - папирус.
Самым древним рукописям, выполненным на папирусе, более 5 тысяч лет (начало III тыс. до н.э.). Именно благодаря прочности папируса, который может храниться веками, до нас дошли многие сведения о развитии великой и ушедшей в прошлое древней цивилизации.

Много веков папирус служил египтянам, пока человечество не придумало более дешевую и простую в изготовлении бумагу. Постепенно папирус стал ненужным, и технология его производства оказалась утерянной в веках. Кроме того, папирус шел на экспорт, и поэтому секрет его производства хранился также строго, как государственная тайна. Ни на стенах гробниц, ни в храмах - нигде не найти подробной информации о процессах его производства Лишь сорок лет назад секрет его производства был разгадан благодаря знаменитому египтологу, ученому и дипломату доктору Хассану Рагабу. Имя военного инженера д-ра Хассана Рагаба впервые получило мировую славу в 1942 году, когда он изобрел солнечный компас, а в 1948 году придумал уникальную шифровальную машину.
В начале шестидесятых египетский ученый Хасан Рагаб увлекся идеей разгадать тайну изготовления папируса. Но, кроме глубоких инженерных познаний, для решения этой задачи необходимо было еще и сырье. И он занялся разведением тростника - приобрел участок земли на острове и завез туда папирусный тростник. Результат оказался настолько хорош, что его помощью воспользовался Тур Хейердал, когда в 1970 годах строил свои папирусные лодки «Ра» и «Ра-2», на которых впоследствии пересек Атлантический океан.

В наши дни туристы приобретают множество расписанных папирусов у уличных торговцев или в бесчисленных лавочках, разбросанных по всему Египту. Тем не менее, когда в 1965-м году д-р Рагаб приступил к своим исследованиям, все это казалось совершенным безумием, ведь на протяжении более 1000 лет в Египте не производили папирусы, традиция была утеряна, а древние технологии забыты.

Как сделать из растения бумагу? Египтяне во времена фараонов хранили этот секрет, как величайшую тайну. В работах историка Плиния Старшего д-р Хассан нашел единственное, но очень туманное описание. Тогда он приступил с собственным экспериментам, сравнивая полученные результаты с образцами древнего мастерства, шаг за шагом приближаясь к их уровню. Эта работа заняла три года, и в 1965 году ему удалось восстановить утраченный секрет изготовления папируса.
Итак, стадиями производства папируса оказались следующие.
Для изготовления "бумаги" из стеблей папируса-тростника берут нижнюю, более толстую часть стебля и снимают верхнюю, жесткую часть, которая вполне может потом пойти на изготовление корзин или сандалий или ларей, предназначенных для хранения тех же папирусов.
Затем сочную, рыхлую сердцевину стебля разрезают на тонкие, продольные полоски, которые немного выскабливают и разглаживают. Их раскладывают плотно в ряд на гладкой поверхности, например, на жесткой доске, и смачивают водой. На этот слой полосок сверху настилают, но уже поперек следующий ряд таких же лент.
Затем уложенные крест- накрест ленты помещают под пресс, например, плоский камень. Через несколько дней из уложенных полосок растения под тяжестью гнета выделяется клейкое вещество, которое и скрепляет их между собой намертво.
Полученный спрессованный лист некоторое время выдерживали на солнце, все неровности по его краям обрезали, аккуратно покрывали тонким слоем клейкого тростникового раствора, и снова подсушивали. После этого лист тщательно разглаживали, получая в результате тонкие плотные желтоватые листы, похожие на подсушенную на солнце бумагу.
Цвет папируса – светло-желтый или темный, коричневый зависит от времени, проведенного им под прессом. После 3-4 дней пребывания под прессом получается светлый папирус, а если он будет прессоваться дольше, дней 6-7 – получится темный оттенок. Обычно свитки изготавливались шириной с нашу книгу, но длиной они могли достигать 6-7 м. На папирусах свинцовым колесиком разлиновывали строчки, писали иероглифами с помощью черных и красных чернил.
Чернила приготавливали из сока каракатицы или "чернильных орешков" - наростов на дубовых листьях. Для письма использовали тростниковые палочки, расщепленные в виде кисточки.
Текст на папирусах писали столбцами. Начало и конец свитка приклеивались к палочкам, за которые можно было его держать. Держали свиток правой рукой, разворачивали левой и, читая, постепенно перематывали его справа налево.
Многие столетия египетским папирусом пользовались древние греки, научившиеся этому искусству у египтян.
Сейчас пока трудно сказать, будут ли папирусы, изготовленные по обретенной технологии древних мастеров жить так же долго, как настоящие, изготовленные древними египтянами. Но несомненно то, что это открытие по своему значение стоит в одном ряду с открытием Шампольона, расшифровавшего в начале прошлого века египетские иероглифы.
На острове Якоба доктор Хассан Рагаб построил целую фабрику по производству папируса, нанял также нескольких художников, копирующих красочные сцены с древних папирусов и со стен древнеегипетских храмов. На фабриках производства папирусов изделия запечатывают в фирменные конверты, в которые вкладывают листочек с описанием сюжета папируса и его источника на трех языках. Лучшего сувенира нельзя и придумать- национальный, легкий, компактный.
Ряд египетских бизнесменов по примеру доктора Рагаба начали производить сувенирные папирусы. Затем стали появляться псевдо- папирусы — подделки из банановых листьев, из рисовой соломки, на них вместо ручной росписи штампованные картинки. Сейчас в любой сувенирной лавке можно купить какие хотите «папирусы», но это - отпечатанные под прессом картинки, которые ломаются, если их согнуть, и по качеству материала и художественным достоинствам они очень далеки от папирусов, изготовленных с соблюдением технологии древних египтян.
Настоящие папирусы не похожи друг на друга, они уникальны.

4. Символы Древнего Египта

Язык символов Древнего Египта
Многообразие символики древнего Египта поражает воображение.
Тайна сквозит во всем – все пронизано символами загадочного древнего мира. Амулеты, изображения богов и священных животных повсюду.
И стены древних храмов напоминают разговор с богами на языке символов, ключ к которому потерян в веках. Но ряд символов все-таки можно прочесть тем, кто ищет способ прикосновения к древней мудрости.


Ибис
Эта птица в древнем Египте почиталась священной, и была символом бога мудрости и правосудия Тота, которого изображали в образе человека с головою Ибиса. В храме Тота повсюду многочисленные изображения ибисов.
В древнем Египте ибисы были весьма многочисленны и водились беспрепятственно даже в городах, ныне же встречаются в Египте чрезвычайно редко.


Cкарабей
Древние египтяне верили, что маленький жук –скарабей, единственное живое существо, способное выжить в раскаленных песках пустыни – священное животное, ибо он повторяет путь Солнца, которое воскресает, возвращаясь из мира теней. Так и скарабей рождается и воскресает из навоза, как из мира теней. Шарик скарабея, содержащий в себе семена новой жизни, сравнивали с Солнцем - огненной сферой, несущей в себе зародыш всего живого.

В древнем Египте скарабей был олицетворением и символом бога Хепри, одного из богов, олицетворявших таинство Солнца. Если бог Ра символизирует дневное Солнце, а Атум - ночное, сокровенное, то Хепри - божество с головой скарабея - олицетворяет утреннее, восходящее Солнце. Атум, Ра и Хепри представляют собой три образа, три лица одного, вечного бога Солнца. Как и остальные солнечные божества, Хепри имел функцию Демиурга, Творца мира, человека и Вселенной. Он всегда символизировал невидимую силу созидания, которая дает толчок для движения по небу не только дневному солнечному диску, но и всему сущему.

Хепри- скарабей, как великий символ и сильнейший талисман, сопровождал египтянина не только на всех этапах его жизни, но также и после смерти. Египтяне считали, что даже тело умершего содержит в себе зародыш новой жизни - бессмертную светящуюся душу, которая после смерти тела, освобождаясь, воскресает в мире ином, продолжая свое путешествие. Скарабей был символом импульса, который получает душа для возрождения в мире духовном. Он олицетворял сокровенную силу Сердца, которую человек должен был пробудить в себе для того, чтобы возродиться, умереть и воскреснуть, преодолеть любые испытания, ожидающие его в жизни и после смерти.
Не случайно в Египте в процессе мумификации вместо настоящего сердца вставляли сердце из керамики, камня с амулетом скарабея наверху или фигурку скарабея, чтобы в теле умершего находился центральный символ бессмертия и воскресения. Для египтян Сердце человека являлось средоточием его сознания, глубоких знаний, мудрости и воспоминаний о Вечном.
Кошка - символ домашнего уюта и здоровья, должна сидеть на земле или на тонкой прямоугольной подставке. Если кошка сидит на толстой подставке в форме сосуда - это надгробная кошка.
Фигурки с фараонами. Тут тоже лучше быть внимательными, если вас действительно волнует правильность изображения. Если у фараона борода прямая - значит, копия обозначает живого фараона, то же обозначает идущий фараон. Если борода заплетена в косичку и закручена - значит, это посмертная маска.
В Египте много камней, представляющих интерес.
Базальт - второй по крепости камень после алмаза. Тяжелый камень темно-серого цвета.
Оникс – белый или желтоватый прозрачный камень, выдающий тайны и выявляющий яды в напитках.
Алебастр - желтый камень, пропускающий свет. Красивее он выглядит в том случае, если это машинная работа, например изящные вазочки рыжего цвета с белыми полосками, но только вазочки ручной работы способны пропускать свет.
Есть также Лунный камень, светящийся в темноте, зеленый малахит, гранит и другие драгоценные камни.


5. Загадка Тутанхамона

Египетские фараоны считали, что им даровано бессмертие, поэтому там, в другой жизни, им понадобятся те же предметы, к которым они привыкли. Гробницы заполнялись всевозможной утварью из царского обихода. И, несмотря ни на какие предосторожности, очень быстро бывали разграблены. Лишь гробница Тутанхамона - первая и до сих пор единственная, сокровища которой сохранились в первозданном виде. Ее открытие и сейчас считается самой крупной находкой за всю историю археологии.
Подлинная гробница, как и все другие в Долине царей, вырублена в скале. Более трех тысяч лет она была герметически закупорена, и потому краски барельефов и фресок полностью сохранились. После ее обнаружения, все сокровища гробницы Тутанхамона были описаны и постепенно перевезены в Египетский музей в Каире.

Тутанхамон не был самым знаменитым фараоном в Египте, да он и не успел совершить много подвигов за свое краткое правление. Он прожил всего 18 лет. Есть несколько версий о его ранней гибели – либо он был убит в борьбе за власть, т.к. у него была обнаружена травма черепа, или, возможно, он погиб при падении с колесницы.
А знаменит он стал только уже в наше время, благодаря тому, что его гробница оказалась одной из самых богатых и хорошо сохранившихся. Дело в том, что почти все гробницы фараонов в течение веков были разграблены, все сокровища расхищены или утеряны.
И лишь гробница Тутанхамона долгое время не была найдена, она была обнаружена лишь в 1922 году французскими археологами. Версия о том, что все они сразу же погибли от того, что вошли в гробницу, не подтверждена.
Но миф уже возник о древнем заклятии пирамид и о том, что духи древних охраняют их. На самом деле вполне возможно, что в них веками пребывали без изменений какие-то древние вирусы. которые при открытии гробницы вновь могли ожить и быть активными виновниками трагедий.
Чтобы понять, почему древние египтяне хранили так много сокровищ в гробницах, надо вспомнить об их верованиях. В древнем Египте веровали, что жизнь на земле – это лишь краткий этап, она неважна, т.к. недолговечна, основная же жизнь начинается после смерти. Поэтому они и складывали в гробницы все самое необходимое, чтобы при переходе в новый потусторонний мир души ни в чем не нуждались. Чем богаче и знатнее был при жизни человек, тем больше сокровищ складывали в его гробницу.
Охотники за сокровищами была всегда, во все времена. Поэтому еще в древние времена многие захоронения были разграблены.

6. Луксор, древний храм.

Одна из самых значительных поездок в Египте – это, конечно, в древнюю столицу Египта Луксор. В последние годы благосостояние москвичей так выросло, что отпуск в Египте стал обыденностью, как раньше отпуск в Крыму. Действительно, весной здесь также прекрасно, как летом в Крыму – воздух сухой и теплый, море всегда спокойное, лазурное, и многие едут сюда просто, чтобы отдохнуть у моря, покупаться, позагорать, понежиться на солнце. Поэтому когда по возвращению я рассказывала, что из 8 дней 4 провела в экскурсиях, да еще в достаточно утомительных поездках по пустыне, меня мало кто понимал. Но быть в стране такой уникальной и не прикоснуться к ее истории мне кажется непростительным.
Луксор – это самый большой в мире музей под открытом небом. На двух берегах Нила стоят два города. На западном берегу - город заходящего солнца или город мертвых, Фивы, а на восточном – Луксор, город живых, с храмами, повернутыми фасадами к восходящему солнцу. В Фивах у крутой скалы среди пустынных песков отлично сохранившийся величественный храм царицы Хатшепсут, и Долина царей с гробницами фараонов. А в Луксоре два величественных храма Луксорский и Карнакский, которые раньше были соединены большой аллеей, вдоль которой стояли сфинксы.

 

 

 

Луксор с его огромным храмом, устремленным в небо, - место, где ощутимо присутствие древности. Когда впервые видишь огромные колонны, высота которых превышает все приходящие на ум сравнении с соборами Европы, это производит неизгладимое впечатление! Трудно представить, что эти гигантские исполины – колонны и статуи фараонов были созданы почти 25 столетий назад.

 

 

 
Какой мощи должна достичь цивилизация, чтобы создавать такие исполинские сооружения, да еще и искусно их украшать. Все колонны расписаны снизу доверху иероглифами и рисунками, выбитыми в камне. Здесь все полно значения, все наполнено таинственным смыслом. По моему мнению, это скорее храм науки, достижения человеческого мастерства, чем место поклонения великим богам.

 


7. Пустыня, Каир, пирамиды

Сама дорога через пески пустыни запоминается надолго. Часть пути проходит вдоль морского залива, и дважды я видела дельфинов, резвящихся в море почти у берега, выпрыгивающих из воды. Подумала – должна быть двойная удача!
На самом деле, на обратном пути наш автобус сбился с пути и заблудился на пустынных дорогах, мы долго ехали не в ту сторону, пока двигатель не заглох, и, автобус, страшно накренившись, чуть не свалился в кювет. Обошлось в конечном итоге все благополучно, можно сказать дважды повезло - во-первых, никто не пострадал, а во-вторых, хотя и после почти 5 часов ожидания, за нами все-таки приехал другой экскурсионный автобус.
Так что зрелищем пустыни я насладилась вполне!
Большая часть пути – красные пески с двух сторон. Солнце быстро садится, и в темноте, пески кажутся волнами на морских просторах. Однажды, я даже видела что-то похожее на мираж. Мне так отчетливо показалась картинка моря, что, когда я через пару минут поняла, что автобус еще едет через пустыню, я удивилась! Волны красного песка были безграничны, до самого горизонта.
Удивительно, что порой песок так плотно спрессован постоянными ветрами, что образуются холмы, и даже целые горы красного цвета.

Наконец, первая остановка после почти ночи пути – музей Каира. Огромное собрание саркофагов, мумий, скульптур фараонов, папирусных свитков. Но самое главное – сверкающие золотые сокровища из гробницы Тутанхамона. Все в золоте - его маска, сам саркофаг, даже фигурки воинов.
Также, как и в Луксоре, в музее Каира не покидало ощущение духа древности. В некоторые залы я не могла даже заходить без внутренней дрожи, содрогания при виде огромного количества свидетельств ушедших времен, усопших поколений… хотелось на воздух, к живому свету, к солнцу, пусть даже жаркому, ветру, несущему раскаленный песок.

 

 

На окраине Каира – знаменитые на весь мир пирамиды, собирающие толпы удивленных туристов каждый день. Но меня поразил не меньше и сам Каир – воистину город контрастов. Неприятно поразила нищета, вопиющая грязь, прямо вдоль дорог свалки мусора, размеры которых почти сравнимы с самими пирамидами. Здесь же играют оборванные дети, проезжают какие-то средневековые телеги.
Автобус с туристами смотрится со стороны, наверное, как пришелец из космоса, из другого мира. Туристам настоятельно не рекомендуют выходить из автобуса, отходить от него реально опасно – уличные торговцы обступают толпой, хватают за руки, тянут за полы одежды, стараются силой затащить поближе к лавке с безделушками. Разница в укладе жизни разительна, чудовищна.

Пирамиды, конечно, величественны. Всего их сохранилось около сотни, они расположены вдоль всего западного берега Нила, недалеко от места, где была столица древнего Египта Мемфис. Самые известные пирамиды – на плато Гиза, что на окраине Каира. Здесь возвышаются три великие пирамиды - Хеопса, Хеффрена и Микерина. Рядом с каждой – маленькие пирамиды, где покоились жены фараонов. У подножья плато застыл Большой Сфинкс.

 

 

 

До сих пор точно неизвестно, как были сложены пирамиды. Есть несколько версий, более или менее правдоподобных. Но в любом случае, это огромный труд, немыслимо терпение тысяч людей, и удивительное мастерство. Ведь камни так плотно подогнаны друг другу, что нет ни единого зазора. Не видна ни единая щелочка, а никакой скрепляющей основы типа цемента не было использовано.
Не было в те времена и никаких подъемников, огромные валуны надо было затаскивать вручную, даже если при помощи веревок, это все равно немыслимо в настоящее время.

Самая правдоподобная версия – это то, что древние египтяне использовали природные условия, т.е. насыпали песок, поднимая уровень земли. Действительно, знаменитый сфинкс до сих пор словно вырыт из песка.

 

 

8. Парфюмерные масла

Ни одна поездка в Египте, ни одна экскурсия, за исключением только морских прогулок, не обходится без посещения парфюмерных лавочек, магазинчиков или целой фабрики по производству парфюмерных масел. Уехать из Египта без подарочного парфюмерного масла, кажется, невозможным. Здесь и расскажут о секретах изготовления, и дадут попробовать различные ароматы. Египтяне гордятся своим производством высококачественных и разнообразных масел.
И действительно, искусство изготовления ароматических масел было известно еще со времен царицы Клеопатры, которая очень любила не только пользоваться ароматными маслами, чтобы умело подчеркнуть свое очарование, но и изобретать новые составы.
На фабрике расскажут, что существует 3 типа ароматических масел:
- лечебные масла, типа масла мяты, шалфея, эвкалипта;
- различные смягчающие масла для тела, для массажа, суставов типа мирра, мускус;
- парфюмерные масла, как основа для духов и туалетной воды типа знаменитых ароматов, лежащих в основе многих французских духов. Самые изысканные и насыщенные, например, Клеопатра (женский аромат типа Chanel) и Фараон (мужской типа Hugo Boss).

Разумеется, попробовав массу ароматов, невозможно устоять и не соблазниться и не увезти в подарок понравившийся. Я везла целых два – одно массажное масло, очень нежное, бархатное, с пряным ароматом мускуса и розы. Второе – парфюмерное с тонким ароматом жасмина, розы и апельсина. Оба служили очень долго, почти год, даже чуть больше, и служили для особого, праздничного настроения. Вдыхая их, я долго вспоминала теплый ветер Египта, жаркое солнце пустыни, и ласковое море.

 



9. Яхта, коралловые острова

Море в Египте только называется Красным, а на самом деле оно бирюзовое, прозрачное, блестит на солнце, как аквамарин. Очень приятно прокатиться на катере по спокойным водам, почти без ветра, море такое тихое, без волн, что только чайки, парящие за кормой, дают ощущение движения. Причалили к острову, который называется Райским, с мягким белым песком. Вода холодная, все-таки апрель, но удивительно прозрачная и тихая. На берег волна выбрасывает мелкие остатки кораллов.

 

Я впервые в жизни плавала с маской, в открытом море, и широко распахнутыми от удивления и восхищения глазами смотрела на разноцветные коралловые рифы со множеством рыбок. Если смотреть сверху, с борта корабля, то рифы - как большие темные пятна. Никогда и не подумаешь, что под гладкой поверхностью воды спрятан целый мир.
Погружение в него – как открытие, как вход в другое измерение. Это мир, непохожий ни на что другое, живущий в тишине и синем безмолвии.

Множество раз я видела лучшие в Европе большие аквариумы, и бесконечное разнообразие подводного мира наблюдала и по телевизору, и в аквариумах Севастополя, Берлина, Кельна. Хельсинки. Мне казалось, что уже ничего не сможет удивить, каких красивых или замысловатых рыб только не видывала. Но одно дело рассматривать со стороны, совсем иное – погрузиться в подводное царство! Увидеть его огромным и бесконечно прекрасным в своей тишине и многообразии ярких красок.
И совсем удивительное переживание, которое почему-то рождает такую сильную радость, что сродни эйфории – погрузиться в этот мир с головой, вступить в него, и, распахнув глаза, лететь навстречу чуду, наблюдать за его обитателями.

 

Сами кораллы – как произведение искусства, изящные, то лазоревые, то алые, то бирюзовые, то изумрудные. Такие яркие, как россыпи драгоценных камней, среди которых снуют ловкие стайки мелких рыбок, а иногда проплывет величественная лимонная красавица с экзотическим названием «тропикана».

В расщелинах можно увидеть колючего и очень опасного морского ежа, а, если повезет, странную рыбу-бабочку. Красочные существа порой возникают перед глазами так внезапно, появляясь из расщелин – спокойные, безмолвные, величаво проплывают мимо, гордые своей яркой окраской. Такие же красивые, как птицы или бабочки, но в этом мире совсем нет суеты, как у птиц, или трепетного порхания.

Все равно, это как райский сад, так здесь мирно и красиво, но скрытый от внешнего шума под водой. И первое желание, вынырнув, снова туда вернуться. Я стала понимать аквалангистов, которые говорят, что голубая бездна влечет и затмевает все иные радости, и не хочет отпускать. Время здесь вообще перестает ощущаться – часы пролетают, как мгновение, и только, когда выныриваешь из, казалось бы, теплого моря, минут двадцать тебя бьет дрожь, то ли от холода, то ли от возвращения к действительности. И осознаешь, что пробыл под водой не считанные минуты, как казалось, а целый час или полтора.

Но радость встречи с новым удивительным миром так сильна, что голубая бездна моря манит вновь и вновь. Даже я, которая не знала до этой поездки, как надевать маску и как правильно дышать под водой, никогда раньше не нырявшая, преодолела все свои страхи и опасения, только бы увидеть эту красоту вновь. Доверилась этому новому для меня миру, и погружалась в его мягкие объятия еще 5 раз.

И море каждый раз распахивало свою глубину, и я каждый раз удивлялась, входя в этот чарующий мир, настолько каждый раз иное, новое, но всегда захватывающее и увлекательное было это путешествие в мир познания нового. Для меня каждый раз этот опыт был своего рода преодолением. Но снова и снова я делала выбор в пользу роста над страхом только, чтобы встретиться с невероятной красотой.
Только надеваешь маску, как оказываешься в мире спокойствия и гармонии, и сразу страх уходит. Синева обступает со всех сторон, тишина. И рифы лимонные, пурпурные, лазоревые у твоих ног…
И снова охватывает чувство радости и единственное желание – обязательно вернуться, чтобы снова наполниться гармонией Вселенной, в этой удивительной хранящей великие тайны стране.

Долго - долго потом снится море. В одном из таких снов, уже после поездки в Египет, ко мне вдруг пришло какое-то очень глубокое понимание связи прошлого и настоящего. Может быть потому, что сама поездка в Египет – это как путешествие во времени, в прошлое, вглубь веков.

А надо жить настоящим, как ни приятно погружаться воспоминаниями в прошлое и как ни заманчиво мечтать о будущем. Надо жить настоящим, ощущая каждый свой день интенсивно, не погружаясь в прошлые обиды или иллюзии, и не строя воздушных замков, просто проживать каждое мгновение своей жизни интенсивно.
Это дает ощущение памятности событий, вкуса самой жизни и счастья ощущать себя живым. Насмотревшись на зыбкие пески пустыни, на тщетные усилия египтян продлить жизнь, на саркофаги, и гробницы, и даже пирамиды, приходит это пронзительное чувство – как хорошо все-таки быть живым!

На мой взгляд, самая большая ценность любой поездки в том, что это, как грань, лезвие ножа, которое соединяет воедино прошлое, настоящее и будущее. Удивительное время, когда проживая по максимуму каждый день настоящего, четко осознаешь, как оно на глазах становится твоими лучшими воспоминаниями, уходя в прошлое, но не в забвение, и одновременно мечтаешь, задумываешь, загадываешь новые поездки, новые впечатления, мечтая о таком же интересном будущем. Потому что именно это и помнится в итоге.

А еще путешествие дает возможность посмотреть на свою жизнь, как бы со стороны. Путешествие в реальности, в пространстве иногда дает ощущение переноса во времени.
Это особенно остро понимаешь в Египте – на древнейшей земле, где бескрайние красные пески пустыни похожи на пыль времен, а бирюзовое море с удивительным подводным царством – на путешествие в иной мир.

Анна Кшишевска Иванова
сентябрь 2013

 

Анна Кшишевска
(Россия, Москва)

Предыдущий рассказ Анны Кшишевской о путешествиях:

Об авторе и другие произведения Анны Кшишевской

 

 

Отзывы и комментарии направляйте на адрес редакции

Опубликовано в женском журнале Russian Woman Journal www.russianwomanjournal.com - 10 Октября 2013

Рубрика: Путешествия по Европе

 

Все рассказы о путешествиях по странам

Все статьи о женской психологии и психологии отношений  

 

Уважаемые Гости Журнала!
Присылайте свои письма, истории, отзывы, вопросы, советы, откровения и пожелания по адресу
lana@russianwomanjournal.com

Все рубрики журнала:

Главная

 


1000 нужных ссылок | Site map | Legal Disclaimer | Для авторов